История одной поездки. Приятная, но и поучительная.

      Комментарии к записи История одной поездки. Приятная, но и поучительная. отключены

Вступление.

     Есть люди, в т.ч. и охотники (в том, что мы тоже люди, надеюсь, никто из присутствующих не сомневается), индифферентные по своей натуре. Возможность поохотиться? — если недалеко и с удобствами – съезжу, нет, так можно и на рыбалочку, а если лениво, то и просто на шашлыки или на дачу… А если жена недовольно посмотрела, то можно и вообще в этом году переждать на диване… Я себя к таким не отношу. Для меня с тех пор, когда появилась первая возможность взять в руки огнестрельное оружие, все остальные промежуточные стадии общения с Природой отошли даже не на второй, а на третий/четвертый план, и всем этим я могу заниматься только от полной безвыходности, когда вообще нет ни какой возможности охотиться. «… сумасшедший, что возьмешь…», — пел в песне про «Канатчикову дачу» Владимир Семенович… Охоты для меня интересны разные, как по территориальному расположению, по видам добываемой дичи, так и по способам добычи. Не отношу себя к профессионалам в этой области, но собственный «счетчик» или «расписание» в голове присутствует. Очень люблю охоту по водоплавающей птице (она – моя первая «юношеская любовь»). Позволяет при хорошем раскладе настреляться вдоволь… В загонной охоте своя прелесть – общение с большим коллективом единомышленников. Засидка замечательна возможностью неограниченно долго наблюдать за Природой, погрузившись в самоосмысление, на что никогда не хватает времени в стремительных буднях. Подход и скрадывание зверя замечателен своей индивидуальностью и творческим характером, он никогда не будет одинаков и является, пожалуй, квинтэссенцией в применении своих охотничьих навыков. Может, все и не совсем так, но мне представляется таким образом. И цель жизни, как мне думается, не может быть достигнута, пока хотя бы основные охоты не попробованы. Как можно оценить, хороша ли Африка, и хуже она или лучше, например, Таймыра или Камчатки? Чтобы это оценить, надо хоть раз самому попробовать, чтобы не получилось, как в анекдоте: «эту книгу я не читал, но осуждаю!». Сложное отношение у меня к берложьей охоте (когда представлю, как противно, когда самого будят), но, наверное, и до этого когда-нибудь дойдет очередь. Однако, это вступление, которое в общем-то не обязательно и читать. Оно необходимо лишь для того, кто вздумает попытаться понять мои первые впечатления от испробованной новой для меня охоты: охоты на абхазского подвида Тура в горах Северной Осетии с подхода. Причем я в этот раз оказался без трофея (о чем, кстати, нет сожаления, т.к. зверя видел) и писать сначала не собирался, но по настоянию хорошего товарища Антона Р. все же, раскидав срочные дела, решился.

     Надо сказать, что собирался я с ним на охоту еще в прошлом году, но в связи с аварией и 4 сломанными ребрами экспедицию пришлось перенести. В этом году тоже складывалось не все гладко, как в связи с погодными условиями, так и с политическими (трагедия в Нальчике до сих пор на устах). Но вот – откладывать уже нельзя, и решение принято! Летим!

Счастье, вот оно!

      Сборы с той или иной интенсивностью происходили в течение нескольких дней. Надо было часть вещей притащить из укомплектованной для поездки в Белоруссию машины в гараже, часть достать из запасников и проинспектировать на пригодность, часть докупить в срочном порядке, что по ходу добросовестно корректировалось более опытным в горных охотах Антоном. Признаться, до этого в горах я был лишь единожды. Молодым офицером я когда-то отдыхал в Красной Поляне, где участвовал в 3-дневном походе. Но то было налегке, да и маршрут был проложен инструктором с учетом того, что в группе будут и бабушки, и дети! Запомнилось главное: бесконечная красота гор, где цветы небесной красоты безмятежно соседствуют со снежными шапками, кристально-чистый горный воздух, и счастье Преодоления… И вот уже последние корректировки позади, и я гружусь в машину Антона, мы едем в аэропорт. Погода нам в это утро «устроила козу»: перед рассветом обильно повалил первый снег, что не добавило спокойствия в дорожной обстановке. Намеченный первоначально маршрут пришлось менять на ходу, т.к. впереди – полностью перекрытое из-за большой аварии шоссе, но наконец мы втыкаемся на VIP-стоянку во Внуково (хорошо, что выехать решили пораньше). Сотовая связь в районе аэропорта работает с перебоями, и назначенного нам сопровождающего отлавливаем по альтернативным каналам. Наконец мы в самолете! Ура! Вот уже трогаемся, и… 2,5 часа стоим беспомощно в начале взлетной полосы. Нас кормят, поят и пытаются успокоить стюардессы, время идет, пока воображаемые дворники с лопатами и скребками расчищают взлетно-посадочную полосу… Внутренний голос пытается напомнить, что именно самые удачные поездки бывают те, которые «криво» начинаются… Ну, вот и взлет! Предвкушение приближающейся охоты – едва ли не сильнее завораживает, чем сама охота, где уже надо быть собранным и заниматься делом… Глядя на счастливое лицо Антона, не могу удержаться, чтобы не сфотографировать. Приземление – успешно, нас встречает прекрасный солнечный день Владикавказа, небольшой аэропорт и до предела упрощенная процедура получения оружия. Видимость – «миллион на миллион»! Отлично: это то, что нам надо. Вот уже и сердечные объятия встречающего нас Алана, который на протяжении всех мероприятий оставался нашим гидом, спутником, хлебосолом и организатором. Огромное искреннее спасибо этому человеку, и дай Бог здоровья ему, его родственникам и друзьям! Нас со всем скарбом (включая мой гигантский металлический кейс) чудом принимает внешне неказистый «жигуленок» (еще и с газовым оборудованием в багажнике), делаем необходимые закупки, наскоро закусываем, попутно еще раз поздравляя Алана и Фатиму с сынишкой, и…

Горы. Непосредственно горы…

     Внизу стоит УАЗик. Грузимся в него и едем. Уже темно. Петляя по незнакомым дорогам, выезжаем из города. Внезапно машина останавливается у дороги и нас «переселяют» в другой УАЗик с другим водителем. Автомобилей на дороге все меньше, дорога уходит все выше. Мы в Северной Осетии, позади Беслан. Сворачиваем на грунтовку (точнее, щебенку) и круто вверх, через какое-то время въезжаем в некое подобие горного селения, где утыкаемся в глухие металлические ворота, откуда после короткого сигнала выходят какие-то люди в разномастном камуфляже, с «трехлинейками». Честно говоря, если бы не невозмутимость Алана, которому, похоже, знакомы если не эти люди, то по крайней мере место, куда мы едем, ощущения могли бы быть… странными… На самом деле, люди оказались удивительными, добросердечными и гостеприимными горцами – охотоведом Валерой и егерями Асланом, Сосланом и весельчаком и балагуром Тэймуразом (впрочем, с чувством юмора у всех в порядке), заранее прошу простить этих прекрасных людей и профессиональных охотников, если невольно исказил на московский манер их имена. Все когда-нибудь кончается, и вот уже мы на двух УАЗах прибываем на базу. Эх, а жизнь-то налаживается! Кажется, такого звездного неба я не видел ни когда в жизни! Видно даже мельчайшие звездочки, о существовании которых никогда не догадывался. Решаем выпить не больше 3 рюмок, т.к. завтра с утра – лазать по горам, понадобится здоровье. Однако, егеря этим не успокаиваются, сидят до 3 часов ночи… Интересно, как же они «сдохнут» завтра?

Охота. Непосредственно охота…

     Утро, немного проспали, уже 7:00 и почти рассвело… Легкий чай, и в бой! Одно стадо замечаем на естественном солонце, но туры некрупные, едем дальше. «Замечаем» — понятие условное. Я их увидел с 4-й попытки показать его мне егерями. В бинокль сначала не увидел вообще ничего, пока не установили на капоте мой карабин с сошками при максимальной кратности прицела, направив его точно в сторону стада. О, так вот они какие, туры! Цвет точно соответствует ландшафту, пока не шевельнется, в километре и не заметишь… Ага, теперь будем знать. Ну, вот это стадо получше, здесь более крупные бараны, видно даже в бинокль. По словам уже до 10 лет. Решаем лезть. Первые шаги, даже в гору, имеющую наклон 100-105 градусов к горизонту, делаю довольно бодро. С непривычки, немного запыхавшись, пытаюсь отдышаться, но… ого-го! Это получается совсем не сразу, на высоте 2100-2200 количество кислорода иное, чем на равнине, и восстановление происходит иначе… После двух таких передышек, перед газами уже темные пятна, голова кружится и я, наверное, представляю собой жалкое зрелище… Хотя могу еще сделать над собой усилие и идти за остальными, на минуту задумываюсь над советом этого не делать, а когда узнаю, что не прошли еще даже не половины пути, а и четверти, принимаю непростое решение: признать себя побежденным. Не стоит портить охоту Антону, мне за ним не поспеть в лучшем случае (а в худшем придется со мной возиться наверху). Ни пуха тебе, Антон! И дело даже не в разнице возраста: наши егеря даже с похмелья почти бегают вокруг нас, дело в привычке, приспособленности организма. Не знаю, может быть при иных обстоятельствах на второй-третий день что-то у меня и получилось, но в первый – контраст слишком велик. Возвращаюсь. Пытаюсь подтрунивать над собой, но ощущение, безусловно, кислое… В этот день для меня все окончено, остается только ждать Антона и «держать за него кулаки»… Наконец – долгожданный его голос в рации: «ЕСТЬ!» Поздравляю, вот уже его привозят, красивый зверь. Оказывается, это некрупный по здешним меркам самец, всего 6-7 лет, но на мой взгляд очень хорош. Решаем, что я пойду завтра намного раньше, еще потемну, чтобы не спеша добраться до того самого солонца, по крайней мере 5-6-летние самцы там должны быть, а рекордсменов оставим до лучших времен. Турятина по вкусу напоминает баранину, только намного вкуснее, нежнее. Жир тугоплавкий, явно больше, чем 36,6 градусов, поэтому приходится есть мясо горячим и запивать горячим же чаем. Чай завариваем на печке, вода из реки, а вместо заварки – местная трава, напоминающая по вкусу что-то наподобие мяты. Наскоро расписываем «пулечку» и – спать!

    Встав затемно, обнаруживаем начавшийся снежок. Впрочем, видимость пока приличная, идем вдвоем с Тэймуразом. Приходим к солончаку даже раньше, чем нужно. Поднялся ветер, с мокрой спиной становится неуютно, прячемся вдвоем за огромным валуном, но все равно ветер достает. Время от времени пытаемся разглядеть в бинокли, что вокруг делается. Светает, но одновременно откуда-то снизу поднимается туман. Видно «он-лайн», как ветром его продвигает в нашу сторону по ущелью. Совсем рассвело. Туров нет, а внимательно рассмотрев место, Тэймураз понимает, что они ушли еще до снега, и здесь не ночевали. Ну что ж, решаем немного спуститься и пойти вдоль реки наудачу, если заметим дичь где-то в другом месте. Охота – не магазин! Снегопад неукротимо усиливается, туман тоже. Сегодня явно не наш день, видимость падает сначала до 100 м, потом еще… В завершение мероприятия я оскальзываюсь на камне при переходе через речку и набираю левый ботинок. Как побывать в горах и не искупаться в Фиагдоне?! Температура около «0», поэтому наскоро отжимаюсь и двигаем в сторону базы, периодически пробуя пробиться по рации. Наконец, когда база уже видна в 500 метрах, навстречу вылетает УАЗик…

Лес. Таки-лес.

     Поскольку, по прогнозам истинных синоптиков (каковыми, несомненно, и являются местные жители), поворота погоды в благоприятную для нас с Антоном сторону не предвиделось, было принято решение о выдвижении на основную базу, откуда предполагалось предпринять попытки иных видов охот, на другую, более доступную дичь, к которой здесь относят оленей, кабанов и… медведей (!), а если получится, то и серну. На всю эту живность охота здесь производится загоном. Так же, как за неимением горничной иногда приходится спать с дворником (хотя все понимают разницу), так и мы понимали, что это будет нашим шансом продолжить непосредственно охотиться, а не «кушать горькую» на протяжении всего остатка запланированного времени. С другой стороны, в этом году я так и не взял своего «пушистого» топтыгина (хотелось для оборудования спального места в автомобиле) в традиционных широтах, а тверской худенький мишка уже отдан на выделку чучела, так что подобная экзотика может оказаться не только забавной (косолапого – загоном!), но и полезной… Так или иначе, нас присоединили к 2 другим группам охотников, и последний день пребывания опять наполнился смыслом. Очень красивы великолепные буки в лесу, их ровные гладкие стволы – как ноги гигантских слонов, или скорее — динозавров. Вообще, природа очень красива. Дождь, почти непрерывный. Но все равно хорошо. Успеваем сделать лишь 2 загона, усиливается туман, выше охотиться в таких условиях нельзя, а ниже – уже негде. Загонщики достойны памятников при жизни, я бы на их месте скончался в первый же час. Во втором загоне небольшая косуля, но поскольку про коз речи не вели, пропускаю, и это нежное создание, не заметив меня, проходит тревожно в 80 м мимо… Вот и все, по домам.

Эпилог и краткие выводы.

     Если бы. В смысле «по домам». У начальника хозяйства в этот день – день рождения, и вечером нас уже ждут на базе, независимо от результата! Перечислить все вкусности, которые на огромном столе, — невозможно. Приехал даже (если я не ошибся) Министр Сельского Хозяйства. Столько выпить – нельзя. Антон оказался «в ударе», сыпя тосты «от московской диаспоры», оказался душой застолья. Вообще, об этом хозяйстве остались самые положительные впечатления, и огромная заслуга в этом – его хозяина. Хорошо, когда «хозяин» — с Большой буквы, на своем месте. Это чувствуется и по обстановке, и по тому, какие посторонние люди и как пришли его поздравить. Чудом ускользаем уже ближе к ночи – ночевать к Алану. Гостеприимство на Кавказе – национальная черта, с этим бороться невозможно… Утром приключения продолжаются. Для начала, с трудом отворив глаза и усилием воли поднявшись и собравшись, узнали по телевизору, что перевели часы и можно было бы спать еще час. Потом в аэропорту выясняется, что мы – первые, т.к. рейс перенесен с 10:30 на 13:40 без видимых причин. Но в конце концов – все, мы прилетели. Теперь можно сделать некоторые выводы по этой поездке и приобретенному опыту:

  • нельзя объять необъятное;
  • независимо от имеющегося опыта других охот, от состояния общего здоровья и прожитых лет, мировоззрения и вероисповедания, каждые иные местные условия могут вносить свои существенные коррективы;
  • горы требуют уважения;
  • горы достойны любви;
  • необходима физическая подготовленность, что особенно актуально для людей, ведущих малоподвижный образ жизни или если основная работа носит интеллектуальный характер;
  • помимо общей физической подготовленности, требуется еще время на акклиматизацию и привыкание к физической нагрузке в условиях недостатка кислорода;
  • если Вы один, то можно наплевать на все, но в других случаях необходимо прогнозировать, что придется делать Вашим спутникам, если Вы неожиданно станете балластом;
  • большинство людей – Хорошие Люди;
  • Охота = Счастье.

     В завершение могу сказать, что действительно оно того стоит. Поеду ли еще раз (или много раз) – честно говоря, не знаю. С одной стороны – безусловно хотелось бы. Но, наверное, надо во-первых, готовиться более серьезно физически, а с другой – приезжать на больший срок, чтобы акклиматизация была более продолжительной и нагрузки возрастали постепенно. Еще раз спасибо Алану, Антону и всем, кто в этом участвовал и помогал, а всем читателям – за внимание. Ни пуха, ни пера!